пятница, 16 ноября 2012 г.

Основные смыслы феноменологического анализа



Основные смыслы феноменологического анализа

Зачем осуществляется феноменологический анализ?
Прежде всего, феноменологический анализ формирует наше восприятие, то есть основу всех более сложных психологических процессов. При встрече с чем то уникальным, оригинальным, ни на что не похожим, неизбежным, повседневным и действительно существующим, мы стараемся увидеть и понять встреченное нами явление. Но сложность в том, что во первых, стереотипная реакция часто опережает понимание, в результате чего вместо понимания происходи замещение предмета на понятие, а во вторых, мало достичь собственного понимания, его надо еще и выразить понятно для других. В том числе и для того, что бы получить обратную связь, удостовериться и проверить свое понимание. Скорость жизни заставляет нас присваивать некое значение видимому, объективировать его, разместить среди уже знакомых предметов. Но это позволительно для малозначащих вещей, и очень опасно для важных. Более того, скорость жизни требует, что бы мы продолжали этот путь, то есть не видели суть, существо, а видели техническую сущность. Как появляется сущность? Мы не видим действительности в полном объеме, не осознаем своих реакций на явление, присваиваем новому для себя явлению, старые значения на основании имеющихся у нас заранее предпосылок. При повторении этой процедуры, значение закрепляется «прирастает» к явлению и выглядит сущностью. (Так, например, некоторые современные и образованные граждане считают, что Эго действительно есть). Но чем видимое нами на самом деле является? Как отличить то, что мы видим, от того на что смотрим?
Чтобы ответить на этот вопрос необходимо отступить назад во времени. То есть отказаться от имеющихся представлений и посмотреть на явление более открытым взглядом. Так смотрит ребенок на что то сложное и не понятное для него, когда чувствует защиту и безопасность. Он не один, а един с миром, человечеством, культурой и своим опытом. Не зная деталей, элементов, истории явления, мы составляем общее представление. И иногда это представление бывает очень даже точным. Свежесть взгляда открывает человека, а открытость делает контекст наблюдения потенциальным, творческим и психологически  адекватным. После первого впечатления происходит более тщательное понимание, главными элементами которого являются интуитивное усилие и интерпретация. Интуитивное усилие позволяет увидеть явление целостно и в подлиннике, а интерпретация перевести интуитивное понимание в воспринимаемую другими форму.
Короче говоря, феноменологический анализ следует проводить тогда, когда есть необходимость понять явление более точно в качественном отношении. Так встретившись с интересным явлением, феноменолог взглянет на него как впервые и выразит его смысл, в то время как приверженец позитивистского направления увидит то, что уже видел, только в новом состоянии и постарается посчитать соотношения значений по тем измерениям, которые ему известны и удобны для использования.
   Второй вариант уместности феноменологического исследования – необходимость практического решения. Когда имеющиеся знания не помогают действовать. Например, человек хочет сделать подарок своему другу. Все, что он знает про подарки, не помогает принять решение. Сначала надо достичь определенного уровня понимания ситуации. И если понимание достигнуто, то даже традиционный, банальный предмет может превратиться в подарок.
Феноменологический анализ полезен так же в проектной деятельности. Если вы создаете проект, то для вас должен быть очевиден его смысл и смыслы основных явлений. Для того, что бы стать очевидным, смысл должен быть выражен, а это и есть феноменологическое исследование.
Феноменологические исследования занимают важное место во многих специальных практиках. Например, в клиническом описании есть существенный элемент феноменологического понимания. В психотерапии феноменологическая установка помогает установить терапевтический контакт и вести диалог в стиле взаимопонимания. В социологии феноменологическая позиция встречается очень часто и показывает себя вполне адекватной.
Пожалуй самым проблематичным в наше время является неготовность признать, что именно феноменологическая психология необходима современному человеку. Ведь она не принадлежит психологу. Феноменологическая психология – это психология педагога, менеджера, писателя, актера, тренера и т.д. , при этом вполне научная и системная, а не наивная. Это психология реальности.
В традиционном представлении психологическое исследование должно состоять в основном из убедительных аргументов. При этом предполагается, что самым убедительным аргументом является эмпирический факт. Ими часто и переполнены исследовательские отчеты. Но играть фактами можно на досуге, когда есть время и, еще точнее, деньги. Феноменологическое исследование позволяет понять интуитивно, но точно. Понимание и описание, даже последовательное и тщательное, не обладают формальной убедительностью математических аргументов, но понимание позволяет действовать будучи в  реальной ситуации.
Следует еще сказать, что потенциал смысла феноменологического исследования часто используется с совершенно ненаучными целями. Например, идеологи, демагоги, агитаторы, журналисты «чудес природы» и прочие «профессионалы» часто описывают «реальность» на языке опыта. При этом они нарушают всего один, но главный принцип феноменологического анализа – беспредпосылочность. Их описание – это подтверждение их предпосылок, а не раскрытие действительности.
Там же, где требуется как раз беспредпосылочность, то есть смысловая точность, феноменологическое исследование является необходимым действием.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий