пятница, 16 ноября 2012 г.

Основания для того, что бы предпринять феноменологическое исследование



Основания для того, что бы предпринять феноменологическое исследование

 Пожалуй, самым главным основанием для феноменологических исследований является необходимость понимания другого человека. К мертвой природе можно подойти как к объекту, качества которого определены на некоторое продолжительное время и оформлены понятным для всех образом. Но человеческое сознание организовано сложнее, человек каждый раз пересматривает все – и действительность и свою точку зрения, если этого не происходит, то это смерть, или, по крайней мере, ее быстрое приближение. Примером исследования феномена постоянной текучести сознания может служить теория В.Джеймса, где психика представлена как поток сознания. Его описания религиозного, понимающего, волевого опыта современны и сейчас. Понять другого человека – это каждый раз практическая задача, она не может быть решена теоретически и не может быть решена константно, раз и навсегда, ее приходится решать каждый раз, мы всегда  имеем дело с уникальным  опытом. Можно сказать, что каждый человек, понимая другого, осуществляет феноменологическое исследование, но у научного исследования особая ответственность. Оно должно быть ориентировано не только на личные интересы, но должно иметь значение в горизонте специальных и социальных потребностей.
Из признания уникальности изучаемого опыта следует второе основание для выбора феноменологического подхода. Он уместен тогда, когда Вы сталкиваетесь со случаями, не укладывающимися в рамки обычного, то есть не подлежащее типовой оценке, требующие отозваться на событие более внимательно. Увидеть эту уникальность можно практически везде: девочка в школьном сочинении описывает уникальный для нее опыт, когда лошадь вдруг отказалась от предложенного сахара (обиделась), боевой офицер описывает опыт возвращения с войны и болезненного «довоевывания» со своими самыми близкими людьми, наркоман описывает опыт передозировки, который сопровождался переживанием такого ужаса, что он после этого бросил наркотики. Тем и случаев множество, но необходима сензитивность, чувствительность и устойчивость интереса к этому опыту. Я не переживал того, что пережили они, но мне интересно и дорого разделить их опыт. Множество людей пройдут мимо, заметив именно обычное, повторяющееся, отвратительное, но Вы можете увидеть интересное, в силу уникальности своего опыта, своей живости. А, увидев интересное, ваше осознание расширится до способности показать это другому, для чего Вам придется понять этого другого, выразить на понятном ему языке свои достижения. И так Вы вступите в действительность. Если Вы открыты горизонтам бесконечности удивительного, и хотите видеть именно жизнь, а не сброшенную кожу жизни, можете решаться на качественное исследование.
Здесь следует вернуться к ответственности, к ее жизненным основаниям. Часто приходится отвечать на вопрос: зачем все это надо?, становится ли от этого лучше жизнь?, зачем наука?, зачем общение?, зачем результаты исследования (некоторые предпочитают обойтись без результатов, только оценкой)? Дело в том, что это плохой вопрос. Я не могу ответить становится ли мне легче жить от моих исследований, так как исследования – это и есть моя жизнь, нельзя ответить зачем мне общение, общение мне не принадлежит, это я принадлежу общению. Ответственность – это тоже то, чему я принадлежу. Я не обладаю ответственностью, ответственность обладает мной. Моя жизнь – это и есть ответ на вопрос о действительности, подлинности, объективности. Но и на ответственность я отвечаю. Ответ на ответственность – это исследовательская практика. С осознанием такой ответственности и следует приступать к исследованию.
Из вышенаписанного очевидно, что для того, чтобы реализовать психологическое исследование необходим «другой», перед которым я отвечаю. Поэтому настоящее исследование всегда носит публичный характер, даже если оно выполняется из личных интересов, целей и оснований.

Не менее встречных обстоятельств важны Ваши личностные особенности и черты исследователя. В качественном исследовании сам человек, исследователь является инструментом и методом. Здесь нет приборов, протезирующих наше восприятие. Понимать человека  - это значит не отстраняться от него, а направляться к нему, при этом мы с неизбежностью обнажаем нашу собственную судьбу и наш характер. Не секрет, что каждый исследователь занимается тем, чего ему самому не хватает, например человек очень серьезный и прямолинейный будет исследовать юмор, а человек очень любящий простые радости жизни, руководствующийся базовыми чувствами и ощущениями, может заниматься изучением интеллектуальной продуктивности. Качественными исследованиями, как правило, занимаются люди, старающиеся доказать самим себе, что общение, благополучие, развитие человека на этом свете не случайно, действительно возможно и имеет смысл. Часто антогонисты качественного подхода упрекают феноменологов в чудаковатости, странности, ненормальности, что, в общем-то, отражает некоторую долю правды, и если Вы выбираете феноменологию, Вам придется быть очень аккуратными с чувствами тщеславия и обиды. Процедура количественного исследования, в некоторой степени, работает сама по себе, можно сказать, что инструмент количественного исследования, скажем психологический тест, - очень дорогое средство, настолько дорогое, что исследователь рядом с ним теряется, лучше если исследователя вообще не будет, он сильно «шумит» и мешает инструменту. В качественном исследовании напротив, исследователь – главная ценность, без его личности, все техники и способы – бессмысленны

Комментариев нет:

Отправить комментарий